Ретроспектива и перспектива принципа субъекта в исследованиях мышления школой С.Л. Рубинштейна

  • К.А. Абульханова Институт психологии Российской академии наук
Ключевые слова: субъект, процесс мышления, инсайт, речь, воображение, кодирование, моделирование, инициатива, познание, визуальное, развитие, искомое, стимул-реакция

Аннотация

В статье сопоставлены две линии развития теории С.Л. Рубинштейна. Первая из них связана с деятельностью ученика и постоянного сотрудника Рубинштейна, после его смерти директора Психологического института РАН А.В. Брушлинского, вторая – с деятельностью последней студентки С.Л. Рубинштейна Д.Б. Богоявленской. Если Брушлинский вводит понятие немгновенного инсайта, которым помечает инсайт, подготовленный предшествующим процессом мышления, то Богоявленская обосновывает мгновенность инсайта, описывая «вертикальную» структуру процесса мышления и соответствующий ей язык; Брушлинский вводит термин «искомое» для обозначения цели поиска решения поставленной задачи – Богоявленская идет дальше и выявляет способность субъекта к развитию деятельности по его инициативе после нахождения такого решения; Брушлинский развивает субъектно-деятельностный подход к анализу мышления – Богоявленская реализует рубинштейновский принцип творческой самодеятельности, развивая философско-психологическую теорию учителя и ее методологическое богатство.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2021-09-30
Как цитировать
Абульханова К. Ретроспектива и перспектива принципа субъекта в исследованиях мышления школой С.Л. Рубинштейна // Вопросы философии. 2021. Т. № 9. С. 75-81.
Выпуск
Раздел
Памяти Сергея Леонидовича Рубинштейна