Роль Цзэн Го-фаня в деятельности литературно-философской тунчэнской школы

  • Е.А. Константинова Институт философии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, 199034, Менделеевская линия, д. 5.
Ключевые слова: Цзэн Го-фань, тунчэнская школа, конфуцианство, литература, философская мысль, Хань Юй, политика «самоусиления»

Аннотация

Цзэн Го-фань (1811–1872) сыграл важную роль в деятельности тунчэнской школы, нашел точки соприкосновения с прогрессивными западными идея­ми и сформировал собственную философскую систему, сочетающую в себе идеи конфуцианства, даосизма и буддизма. Цзэн Го-фань, будучи новато­ром, наряду с этикой, критикой текстов, изучением литературы выделил
также четвертое направление – теорию управления государством. Он пред­положил, что спор между ханьским и сунским конфуцианством будет исчер­пан, если признать, что они дополняют друг друга. Особую роль в форми­ровании философской системы Цзэн Го-фаня сыграло неоконфуцианство, а именно «учение о сердце», которое исследователь рассматривал через призму своего жизненного опыта. Участие Цзэн Го-фаня в политике «само­усиления», его твердая позиция в отношении пути развития Китая, умноже­ния его капиталов, усовершенствования материально-технической базы, повышения уровня образования стали опорой для оформления идей тунч­энской школы. Ученики Цзэн Го-фаня продолжили развитие тунчэнской школы, отступив от классических постулатов, внеся новые идеи и закрепив место своей литературно-философской школы в истории Китая.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2021-09-30
Как цитировать
Константинова Е. . Роль Цзэн Го-фаня в деятельности литературно-философской тунчэнской школы // Вопросы философии. 2021. Т. № 9. С. 208–218.
Выпуск
Раздел
История философии