О теоретико-методологических следствиях эссенциализма в определении религии и этнической общности

  • Д.Х. Добрынин Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, философский факультет, Москва, 119991, ГСП-1, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4.
Ключевые слова: определение религии, эссенциализм, этнические общности, дименсионализм, примордиализм, религиоведение, философия религии, К. Гирц, П. ван ден Берге, Н. Смарт, Э. Фромм.

Аннотация

В статье выявляются теоретико-методологические проблемы совмещения эссенциалистских установок в определениях религии и этнической общно­сти. Эссенциализм предполагает, что этническая общность обладает сущ­ностью, которая должна отражаться в теоретических построениях ученых. При этом одной из сущностных черт этнической общности считается нали­чие уникальной культуры, в том числе и религии. Эссенциалистское пони­мание религии основано либо на чрезмерно узких, либо на чрезмерно ши­роких ее определениях. Автор приходит к выводу, что одновременное обращение к эссенциализму в отношении этнической общности и к узким эссенциалистским определениям религии (под которые, например, не под­падает буддизм) приводит к тому, что об этнической общности можно гово­рить только тогда, когда ее культура включает ярко выраженный религиоз­ный компонент. В эссенциализме этническая общность определяется через ряд сущностных признаков, в том числе через религию. Однако последняя определяется настолько широко, что становится неотличима от морали и, следовательно, теряет свою сущность. Это приводит к методологическому тупику – сущность явления выявляется через обращение к бессущностному теоретическому конструкту.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2021-09-30
Как цитировать
Добрынин Д. . О теоретико-методологических следствиях эссенциализма в определении религии и этнической общности // Вопросы философии. 2021. Т. № 9. С. 163–172.
Выпуск
Раздел
Философия, религия, культура