Полемика Шанкары с санкхьей: тяжба о ведийском наследстве и о логической рациональности. Шанкара. Брахмасутрабхашья II.2.1–10. Перевод и примечания В.К. Шохина

  • В.К. Шохин Институт философии РАН,Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.
Ключевые слова: индийская философия, веданта, санкхья, Шанкара, контроверсия, комментаторская литература, аналитическая практика, натуралистический эволюционизм, дуализм, абсолютный монизм.

Аннотация

Статья посвящена контроверсии адвайта-веданты и санкхьи – двух самых влиятельных брахманиcтских систем раннего Средневековья, из которых первая благодаря деятельности Шанкарачарьи (VIIVIIIвв.) начала эф­фективное завоевание индийского философского пространства, а вторая сдавала свои позиции. Исследование полемических пассажей основного сочинения Шанкары, комментария к «Брахмасутре», позволяет рассмот­реть два фронта этого противостояния: попытки дезавуировать претензии санкхьяиков на отдельные концептуальные территории Упанишад и на ко­герентность системы, совмещающей черты очень своеобразных натура­листического эволюционизма и дуализма. Автор приходит к выводам, что Шанкаре не удалось показать отсутствие понятийного аппарата санкхьи в средних Упанишадах, но удалось продемонстрировать логическую не­состоятельность ее натурализма и проблематичность дуализма, тогда как санкхьяикам удалось вскрыть трудности в совместимости сотериологиче­ской программы адвайтистов с их онтологической доктриной абсолютно­го монизма. По мнению автора, результаты этого противостояния имеют не только историко-философский интерес, но востребованы и современ­ной философской рефлексией.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2021-07-31
Как цитировать
Шохин В. . Полемика Шанкары с санкхьей: тяжба о ведийском наследстве и о логической рациональности. Шанкара. Брахмасутрабхашья II.2.1–10. Перевод и примечания В.К. Шохина // Вопросы философии. 2021. Т. № 7. С. 125–144.
Выпуск
Раздел
История философии