Концепция экологического университета Р. Барнетта о роли университета в мире и для мира (размышления над книгой)

  • Д.В. Черникова Национальный исследовательский Томский государственный университет,Томск, 634050, пр. Ленина, д. 36.
  • И.В. Черникова Национальный исследовательский Томский государственный университет,Томск, 634050, пр. Ленина, д. 36.
Ключевые слова: философия высшего образования, университет, экологический университет, экософия, экология, экосистема

Аннотация

Статья посвящена осмыслению труда Рональда Барнетта «Экологический университет. Осуществимая утопия» (TheEcological UniversityA Feasible Utopia). Исследовательское поле социальной философии высшего образо­вания находится в стадии становления, и работы Барнетта закладывают фундаментальные основания философского анализа университета. Показа­но, что экологический университет рассматривается не как еще одна фор­мация университета среди множества существующих сегодня, а как контр­форма университета, противостоящая таким моделям университета как предпринимательский и цифровой университеты. Применение экологиче­ской концепции по отношению к университету потребует революционного преобразования в мышлении, обозначая такой поворот как формирование экософии университета. Подчеркивается, что экологический университет взаимодействует с миром не столько инструментальным, техническим спо­собом, сколько трансцендентально, герменевтически: не через навязывание изменений, а через понимание. Особое внимание уделяется следующим ос­новным идеям книги: применение экософского подхода к анализу новой идентичности университета в меняющемся мире, новое видение взаимо­действия университета и внешнего мира, основанное на этике ответствен­ности за благополучие экосистем, в которые вовлечен университет, идеи экологии знания и эпистемической ответственности. Обосновывается акту­альность экологического подхода к переосмыслению идентичности и буду­щего университета как социального института, отталкиваясь от концепции «глубинной экологии» университет выстраивает новые формы взаимодей­ствия с миром, главными принципами которых становятся целостность,ответственность и критический диалог. Авторы полагают, что подобная ис­следовательская оптика социально-философского анализа университета ак­туализирует целеполагание, обязанности и влияние университета в совре­менном мире.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2021-07-31
Как цитировать
Черникова . Д., Черникова . И. Концепция экологического университета Р. Барнетта о роли университета в мире и для мира (размышления над книгой) // Вопросы философии. 2021. Т. № 7. С. 83–90.
Выпуск
Раздел
Философия и наука