Смертная казнь и ее применение в эпоху Хэйан (794–1185)

  • М.В. Грачёв Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Институт стран Азии и Африки, Москва, 125009, ул. Моховая, д. 11, стр. 1; Государственный академический университет гуманитарных наук, Москва, 119049, Мароновский пер., д. 26.
Ключевые слова: Япония, эпоха Хэйан, государственный бунтовщик, мятеж, измена, убийство, судебная система, уголовное право, уголовные наказания, телесные наказания, судопроизводство, заключенные, смертная казнь, церемониал.

Аннотация

В статье анализируется значение смертной казни в уголовном праве ранне­средневековой Японии на основе исторических и правовых источников; ее эволюция и своеобразие. Среди исследователей широко распространено мнение, что смертная казнь была полностью отменена в период Хэйан. Смертная казнь не применялась в течение 346 лет после «казни» Фудзивара Наканари в 810 г., пока не была возобновлена после мятежа годов Хогэн (1156 г.). Автор анализирует положение, сложившееся в эпоху Хэйан после введения моратория на смертную казнь, акцентируя внимание на примерах применения казни в уголовном праве Японии IX – первой половины XII в. Первоначально, в эпохи Асука и Нара, это была лишь процедура наказания злоумышленников и неотъемлемая часть судебной системы, но в эпоху Хэйан смертная казнь превратилась в масштабное церемониальное меро­приятие, которое регулярно проводилось на рыночной площади столичного града мира и спокойствия. Это было зрелище как для знатных особ, так и для простолюдинов, ставшее доказательством триумфа закона над безза­конием, символом бесчестия для опасных преступников.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2021-06-30
Как цитировать
Грачёв М. Смертная казнь и ее применение в эпоху Хэйан (794–1185) // Вопросы философии. 2021. Т. № 6. С. 163–172.
Выпуск
Раздел
Философия и культура Японии