Удовольствие как предмет логики. К интерпретации «Филеба». Часть II

  • Д.В. Бугай Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, философский факультет, Москва, 119991, ГСП-1, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4.
Ключевые слова: Платон, «Филеб», теория идей, диалектика, деление, этика, гедонизм, удовольствие.

Аннотация

Задача работы – определить, в чем заключается философский смысл плато­новского диалога «Филеб». Определить смысл – это показать, какой способ понимания «Филеба» является наиболее плодотворным, наиболее полно схватывающим и раскрывающим то, что образует содержательное ядро пла­тоновского текста. Не секрет, что смысл «Филеба» вовсе не самоочевиден. С нашей точки зрения, основной предмет диалога лежит в плоскости не он­тологии, но этики, а то, что в «Филебе» принимают за онтологические ас­пекты, в гораздо большей степени относится к логико-методологическим условиям решения основной этической проблемы. Поэтому в данной статье предпринята попытка показать, что ключевые темы «Филеба» (проблема единого – многого, отношение четырех родов сущего, теория ложных удо­вольствий) внутренне связаны между собой. Вопрос об отношении единого и многого поднимается в связи выяснением вопроса о логическом статусе удовольствия. Деление на четыре рода (предел, беспредельное, смесь, при­чина) является выполнением методологического требования о необходимо­сти деления. Анализ удовольствий, следующих за этим методологическим введением, исследует удовольствие в совершенно новом свете, в свете «ис­тинности – ложности».

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2021-06-30
Как цитировать
Бугай . Д. Удовольствие как предмет логики. К интерпретации «Филеба». Часть II // Вопросы философии. 2021. Т. № 6. С. 100–108.
Выпуск
Раздел
История философии