Органо- и технопроекции в философии П.А. Флоренского и кинематографе Дзиги Вертова

  • С.А. Мартынова Институт философии человека РГПУ им. А. Герцена,Санкт-Петербург, 197046, ул. Малая Посадская, д. 26.
Ключевые слова: организм, механицизм, философия техники, Флоренский, Вертов, Кино-Глаз, свидетель, новый человек, биоинженерия.

Аннотация

В фокусе внимания – обращение к теории органопроекции Э. Каппа в пер­вой половине XX в. в России. Исследовано внесение изменений в эту тео­рию философом П.А. Флоренским и режиссером Дзигой Вертовым, сопря­женное с определением ими целей и способов технопроекции. Показано, что Флоренский ставит цель прогнозирования новых сторон жизни в орга­низме. Перенос человеком на организм функций и контурности техники осуществляется таким образом, чтобы не допустить мысли, что организм есть только менее качественно работающий механизм. Обосновывается, что Дзига Вертов заимствует ряд положений теории органопроекции и от­казывается от значимого для нее тезиса о преимуществе организма перед механизмом. Цель технопроекции у Вертова состоит в том, чтобы понять недостатки организма на фоне мастерства техники и устранить их, создав «нового человека». По замыслу режиссера, «новый человек» появляется на экране как результат работы Кино-Глаза, который в силу «алгоритма» видения и конструирования идентифицирует организм как механизм. Ис­следовано, какое значение имеют размышления Флоренского и Вертова в начале XXI в. в связи с идеями о мониторинге и инженерии организма в цифровой реальности.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2021-06-30
Как цитировать
Мартынова С. . Органо- и технопроекции в философии П.А. Флоренского и кинематографе Дзиги Вертова // Вопросы философии. 2021. Т. № 6. С. 85–96.
Выпуск
Раздел
Философия, религия, культура