Диалектика А.Ф. Лосева и Г.В.Ф. Гегеля

  • С.А. Нижников Российский университет дружбы народов,Москва, 117198, ул. Миклухо-Маклая, д. 6.
Ключевые слова: Гегель, Лосев, диалектика, логика, абсолют, бытие, мифология, пантеизм, платонизм, трансцендентное.

Аннотация

В статье проводится сравнительный анализ понимания диалектики А.Ф. Ло­севым и Г.В.Ф. Гегелем. Вскрывается как общность подходов, так и прин­ципиальные различия. Оба мыслителя рассматривают диалектику в каче­стве универсального философского метода познания. Вместе с тем Лосев в своей интерпретации возвращается к Платону, у которого диалектика на­чинается с «одного» и «иного» (диалог «Парменид»), а не «бытия» и «ни­что» («Наука логики» Гегеля). Отечественный мыслитель выходит за грани­цы гегелевского рационализма, утверждая анагогический (возвышающий), и в своем завершении, апофатический характер диалектики, восходящий к трансцендентному началу. «Абсолютная диалектика» у него, приобретая то или иное содержание, предстает в качестве метафизики – «абсолютной мифологии». В результате этого мысль вновь встречается с бытием, преодо­левается бессодержательность, формализм и абстрактность мышления. Ло­сев вскрыл онтологический потенциал платонизма, освободив диалектику от нигилистической интерпретации. Обращение к исихазму позволило ему преодолеть как имперсонализм, так и детерминизм гегелевской логики: в основе диалектики оказывается не отрицательность, не ничто, а креатив­ность личностного начала.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2021-06-30
Как цитировать
Нижников . . С. Диалектика А.Ф. Лосева и Г.В.Ф. Гегеля // Вопросы философии. 2021. Т. № 6. С. 36–44.
Выпуск
Раздел
Из истории отечественной философской мысли