Имманентная трансценденция в философии Запада и Китая

  • В.В. Малявин Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,Москва, 119017, ул. Малая Ордынка, д. 17 стр. 1.
Ключевые слова: имманенция, трансценденция, аффект, становление, совместность, духовная практика, свобода как творчество

Аннотация

Обращение к имманентному началу опыта и знания – одна из важных вех современной эволюции философии. Оно натолкнулось на серьезные трудно­сти. Оказалось, что имманентность практически невозможно выявить в чи­стом виде, а в соединении с трансцендентным началом она может служить тоталитарной идеологии. Философия Китая содержит целостную и жизне­способную концепцию имманенции, которая обосновывается жизненным аффектом и его творческим потенциалом. Эта имманенция представлена процессом мировых превращений, трансцендентна по отношению к опыту и мысли, но постигается не трансцендентными структурами мышления, а посредством «оставления себя» как усилия нравственного совершенство­вания и духовного просветления, по природе сверхиндивидуального. Не имея четкого теоретического оформления, она отличается прагматической ориен­тацией, совмещающей коммуникацию и стратегию, ценности этические, эс­тетические и прагматические. В статье исследуются различные аспекты по­нимания имманентности в китайской мысли, а также его последствия для китайской культуры, главным образом, проблема свободы и творчества в об­щественной практике. Отмечается важность поворота к имманенции для формирования глобальной по своим масштабам и призванию философии.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2021-05-31
Как цитировать
Малявин . В. Имманентная трансценденция в философии Запада и Китая // Вопросы философии. 2021. Т. № 5. С. 169–181.
Выпуск
Раздел
Философия Китая