Образ Индии в социальной мысли Бенгальского Возрождения

  • Т.Г. Скороходова Пензенский государственный университет,Пенза, 440026, ул. Красная, д. 40
Ключевые слова: социальная философия, Бенгальское Возрождение, образ Индии, «открытие Индии», традиция, культура, история.

Аннотация

В статье анализируется процесс создания образа Индии интеллектуалами Бенгальского Возрождения (от Раммохана Рая до Рабиндраната Тагора), на основе феноменологического подхода и герменевтики текстов мыслите­лей. Феномен создания образа родной страны представляет особый резуль­тат «Открытия Индии» (Дж. Неру) в многогранном взаимодействии с Дру­гим, прежде всего Западом. Этот процесс является интеллектуальным конструированием целостного представления об Индии как «нашем» гео­графическом и цивилизационном пространстве с общей традицией, культу­рой и историей. Применение сравнительного, исторического и аксиологи­ческого методов вместе с методом идеального типа (М. Вебер) позволяет создать двухуровневый образ идеальной и реальной Индии. В идеальном объединены смыслы бытия Индии в истории, цели человека, общества и куль­туры; реальный образ открывает множество проблем, пороков и неудач в на­личной социальной жизни и истории, вместе с реальными достижениями и достоинствами. Бенгальские мыслители в своих построениях создали «во­ображаемую» (Б. Андерсон) Индию, привлекающую своей человечностью, терпимостью и миролюбием, с высокими целями гармонии, морали и люб­ви. «Идеальное» в Индии определено прежде всего для соотечественников в качестве основы для самоуважения и достоинства, но также для всего мира. «Реальность» Индии взывает к активным изменениям и конструктив­ной работе для возрождения общества.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2021-04-30
Как цитировать
Скороходова Т. Образ Индии в социальной мысли Бенгальского Возрождения // Вопросы философии. 2021. Т. № 4. С. 157–167.
Выпуск
Раздел
Философия, религия, культура