Феноменология Э. Гуссерля и М. Мамардашвили: два опыта прочтения

  • Д.Э. Гаспарян Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, факультет философии, Школа философии Департамента гуманитарных наук, Москва, 101001, ул. Мясницкая, д. 20.
Ключевые слова: М. Мамардашвили, Э. Гуссерль, феноменология, смысл, сознание.

Аннотация

В статье рассматриваются сходства и различия феноменологических подхо­дов М. Мамардашвили и Э. Гуссерля с упором на феноменологию М. Ма­мардашвили. Показывается, что Мамардашвили являлся последователем трансцендентальной философии, развивавшим свой особый вариант фено­менологии. Особенность его метода подразумевает различные способы со­единения феноменологии с классическим философским инструментарием, а также особый метод конституирования феномена, включающий в себя три составляющие, а именно: 1) наличие некоего личного переживания, связанного с воспринимаемой данностью; 2) соотнесение этого личного с некоей идеей, которая проявляется в этом переживании; 3) мотив случай­ного события, нелинейно конфигурирующего смысл как нечто целое. Все три аспекта конституирования события позволяют подвести его под глав­ное – нелинейную процедуру извлечения смысла из происходящих собы­тий. Как показывается в статье, Мамардашвили полагает, что для человека это единственный способ обрести смысл, поскольку прийти к нему «есте­ственным» (каузально-последовательным) путем нельзя. Показывается, что у Гуссерля такой сложной драматургии конституирования феномена нет. В трансцендентальной феноменологии Гуссерля смыслы не подразумевают обязательного опосредования ценностями или ценностной телеологией.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2021-04-30
Как цитировать
Гаспарян Д. Феноменология Э. Гуссерля и М. Мамардашвили: два опыта прочтения // Вопросы философии. 2021. Т. № 4. С. 75–86.
Выпуск
Раздел
Из истории отечественной философской мысли