Философия рисков цифровизации образования: когнитивные риски и пути создания безопасной коммуникативно-образовательной среды

  • С.А. Храпов Астраханский государственный университет, Астрахань, 414056, ул. Татищева, д. 20а
  • Л.В. Баева Астраханский государственный университет, Астрахань, 414056, ул. Татищева, д. 20а.
Ключевые слова: риски, когнитивные риски, цифровизация, образовательное пространство, учащиеся, сознание, память, мышление, познание, коммуникация

Аннотация

Неустойчивость современного цивилизационного развития и рост рисков конструктивной социоантропологической динамики ставят новые задачи перед философским познанием. Статья посвящена системной проблеме цифровизации образования и осмыслению когнитивных рисков. Методология исследования основывается на философском, психолого-педагогическом и информационно-технологическом подходах к процессу цифровизации образования, определения сущности и форм проявлений когнитивных рисков. Авторы опираются на многочисленные зарубежные и отечественные концепции информатизации (цифровизации) образования и сосредоточивают внимание на нескольких типах рисков когнитивной сферы учащихся: информационное перенасыщение, девальвация возможностей памяти, снижение уровня критического мышления. Подчеркивается вероятностный характер данных когнитивных рисков, определенных комплексом научно-методологических, организационно-методических, психолого-педагогических факторов и индивидуальных личностных, психофизиологических особенностей учащихся, которые в разной степени уязвимы для данных рисков. Итогом исследования является предложение о путях нивелирования когнитивных рисков цифровизации образования. Авторы призывают к сбалансированной стратегии и консолидированной работе всех субъектов системы образования для достижения цели – формирования безопасной коммуникативно-образовательной среды.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2021-04-30
Как цитировать
Храпов . С. ., Баева Л. Философия рисков цифровизации образования: когнитивные риски и пути создания безопасной коммуникативно-образовательной среды // Вопросы философии. 2021. Т. № 4. С. 17–26.
Выпуск
Раздел
Философия и общество