Теория социальных эстафет М.А. Розова: пунктиры понимания

  • Н.И. Кузнецова Российский государственный гуманитарный университет, Москва, 125993, Миусская пл., д. 6.
Ключевые слова: гносеология, эпистемология, философия науки, онтология, социальные эстафеты, знание, рефлексия, референция, репрезентация

Аннотация

В статье анализируются проблемы современной эпистемологии в контексте изложения взглядов и философского наследия известного отечественного философа Михаила Александровича Розова. Показана актуальность разра­ботанной им теории социальных эстафет и соответствующей «волновой» онтологии, в особенности в период тематических, терминологических и со­держательных трансформаций современной эпистемологии. Утверждается, что без решения онтологических и методологических проблем эмпириче­ского анализа научных знаний невозможно корректно исследовать позна­ние. В статье подробно описываются логика рассуждения Розова, а также демонстрируется масштабность проекта М.А. Розова по реформированию эпистемологии и философии науки, по формулированию актуальной по­вестки, проблематики, целей и задач изучения познания. Суть в том, что понимание семиотических объектов (научных знаний) как феноменов со­циальной памяти, которые воспроизводятся по непосредственным или опосредованным (вербализованным) образцам, открывает новый мир соци­альных эстафет. Демонстрируется широкая применимость теории Розова в разнообразных эмпирических контекстах, что позволяет обсуждать как традиционные, так и новейшие философско-методологические проблемы естественных и социо-гуманитарных наук, а также в эпистемологии и фи­лософии науки.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2021-03-31
Как цитировать
Кузнецова Н. Теория социальных эстафет М.А. Розова: пунктиры понимания // Вопросы философии. 2021. Т. № 3. С. 146–160.
Выпуск
Раздел
Из истории отечественной философской мысли