Университет Гумбольдта и его альтернативы в условиях рыночной науки

  • И.Т. Касавин Институт философии РАН, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1; Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, 603022, просп. Гагарина, д. 23
Ключевые слова: университет, зоны обмена, медиатор, философия, коммерциализация.

Аннотация

В современных рейтингах учреждений высшего образования практически монопольно лидируют американские университеты (Гарвард, Стэнфорд, Принстон и др.), реализующие идею «предпринимательского университета». Классический европейский университет проигрывает в конкуренции, и идея Гумбольдтовского университета теряет кредит доверия. Авторская гипотеза состоит в том, что историческое своеобразие цивилизационных миссий, элит и форм коммуникации обусловили эти два типа университета. Сравни­тельная история европейских и американских университетов свидетельству­ет, что в первом случае ведущую роль играли философы, решая задачи куль­турной политики, а во втором – менеджеры, побеждая в экономической конкуренции. Европейский и американский университеты являлись в разной пропорции культурообразующими центрами и факторами экономического развития. Реформы университета обычно инициировались извне: это его конкуренты и спонсоры, политики и предприниматели. Кто именно берет на себя функции модератора в зоне обмена – ключевой вопрос для судьбы университета. Если кооперацию выстраивает менеджер, ориентированный на бизнес-модель, то университет становится воплощением академического капитализма. Если культурная политика реализуется в междисциплинарном взаимодействии самих ученых, то есть шанс соразмерить развитие универ­ситета с гуманистическими ценностями и этосом науки.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2021-03-31
Как цитировать
Касавин И. . Университет Гумбольдта и его альтернативы в условиях рыночной науки // Вопросы философии. 2021. Т. № 3. С. 41–46.
Выпуск
Раздел
К 250-летию А. фон Гумбольдта