Культура как рынок: «не продается вдохновенье»?

  • Л.А. Булавка-Бузгалина Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, философский факультет, Москва, 119991, ГСП-1, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4.
Ключевые слова: социальная философия, культура, творчество, человек, рынок, капитал, отчуждение, разотчуждение, симулякр, бренд, гламур.

Аннотация

Рассматривая художественное творчество сквозь призму социофилософских проблем, автор раскрывает причины и ход все большего подчинения культу­ры рынку и капиталу в процессе эволюции современного общества. В статье показано, что наиболее интенсивным это подчинение становится вследствие экспансии тотального рынка симулякров – системы, которая становится гос­подствующей в XXI в. Господство симулякров на рынке развивается в той мере, в какой главным объектом не только экономических, но и всех обще­ственных трансакций становятся знаки, не имеющие основания (обозначае­мого), – симулякры. Этот процесс все большего подчинения тотальному рынку симулякров распространяется не только на внешнюю (продажа ре­зультатов художественного творчества, что было характерно и для прежнего рынка), но и на внутреннюю жизнь культуры, включая цели, ценности, мо­тивы деятельности художника и трансформируя со-творчество в отчужден­ные рыночные отношения. Эта трансформация превращает рынок рукописей в рынок «вдохновенья». Автор выделяет специфические для этого процесса противоречия, включая двойственную природу бренда, артефакта, гламура и меру превращения феноменов культуры в «пустой знак».

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2021-03-31
Как цитировать
Булавка-Бузгалина Л. . Культура как рынок: «не продается вдохновенье»? // Вопросы философии. 2021. Т. № 3. С. 5–17.
Выпуск
Раздел
Философия, культура, общество