«Совершенно темное пятно»: супрематическая пангеометрия и проблема (не)ви́дения

  • Ли Чжи Ен Институт российских исследований при Университете иностранных языков Хангук, Республика Корея, Сеул, 02450, Дондэмун-гу, Имун-ро, 107.
  • Н.Ю. Грякалова Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Санкт-Петербург, 199034, набережная Макарова, д. 4
Ключевые слова: русский авангард, супрематизм, К. Малевич, «Черный квадрат», аксонометрическая проекция, перспектива, четвертое измерение, Ж.-Л. Марион, икона, феноменология, ви́дение

Аннотация

В статье анализируется религиозно-философская составляющая супремати­ческой живописи К. Малевича и ее революционность на фоне обсуждения теоретических понятий и концепций ближайшего и отдаленного контекста: «пангеометрия» Н. Лобачевского и аксонометрия Эля Лисицкого, четвертое измерение П. Успенского, обратная перспектива П. Флоренского, влечение к смерти З. Фрейда, символическое и реальное Ж. Лакана, абсолютное при­сутствие Бога посредством неви́дения в религиозной философии Ж.-Л. Ма­риона. Прослеживаются этапы концептуализации супрематизма: от эскиза сценических декораций в опере «Победа над Солнцем» (1913), где впервые появилось изображение предшественника «Черного квадрата», к аксоно­метрической проекции и, наконец, к полному разрушению геометрических фигур. Тотальное неви́дение, будучи методом негативной теологии, стано­вится условием рождения супрематических икон «Черный квадрат» и «Бе­лое на белом» (1917‒1918). Они являются не регрессией к живописной плоскости, а наоборот – своего рода кульминационной формой-абсолютом аксонометрического изображения, феноменом неви́дения как совокупности всех ви́дений. Полное отрицание каких бы то ни было геометрических изображений – тупик, предел, «совершенно темное пятно», но именно оно становится вместилищем Бытия, местом «наличия» абсолютной художе­ственной формы, которая наделяется высшим сакральным смыслом. Рево­люционность супрематизма в этом смысле не в его утопическом содержа­нии. Напротив, она присутствует в отрицающем даже самого себя «нуле форм», в тусклом пределе, раскрывающем себя только на руинах знаков и в созерцании этой пустоты как трансцендентной полноты.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2020-12-31
Как цитировать
Ен Л. Ч., Грякалова Н. «Совершенно темное пятно»: супрематическая пангеометрия и проблема (не)ви́дения // Вопросы философии. 2020. Т. № 12. С. 81‒92.
Выпуск
Раздел
Философия и культура