Международный философский конгресс как «самосознание философии»

  • Ф.Е. Ажимов Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, 690091, ул. Суханова, д. 8.
Ключевые слова: философская пропедевтика, специфика философского знания, международный философский конгресс, сфера разговора

Аннотация

Автор статьи предлагает переосмыслить институциональный статус фило­софии в контексте анализа международных философских конгрессов как коллективных форм выражения мысли. Коммуникационные площадки для философских диспутов (семинары, конференции, конгрессы, журналы и др.) во многом определяют содержание философского знания, поэтому невозмож­но однозначно ставить вопрос о «чистой» философии, свободной от сферы разговора (Т.Г. Щедрина), в которой философия и совершается как событие. Наука и философия как коммуникативные феномены требуют коллективных форм работы. Научные сообщества – это непременный атрибут существо­вания науки, как и философия – это наличие философской школы, колле­джа, лицея, академии. Даже если науки и философия делаются «в кабине­те», то и кабинетный формат предполагает наличие коммуникационной площадки, сети общения разных авторов. В этом смысле любого рода кон­ференции, конгрессы и круглые столы – при удачном стечении академиче­ских обстоятельств – становятся не просто продолжением философии, а ее непосредственной частью. На них не только и не столько презентуется «фи­лософский результат», сколько творится процесс философствования. Эту неоспоримую значимость международных конгрессов как коллективных форм философии и как ее самосознания зафиксировал известный русский логик Н.А. Васильев, когда размышлял об итогах Третьего международного философского конгресса.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2020-12-31
Как цитировать
Ажимов Ф. Международный философский конгресс как «самосознание философии» // Вопросы философии. 2020. Т. № 12. С. 16‒19.
Выпуск
Раздел
Философские конгрессы как фактор консолидации интеллектуальных сообществ