Человек – «долгое существо». Опыт метаэкзистенции

  • Н.А. Касавина Институт философии РАН,Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.
Ключевые слова: экзистенциальная философия, метаэкзистенциальный опыт, метаистория, экзистенциальное становление, экзистенциальный выбор, рекурсивное вкладывание, М.К. Мамардашвили.

Аннотация

В статье дается понимание метаэкзистенциального опыта как создания и пересоздания личностью собственной истории, «переписывания» ее в стремлении постичь полноту собранного самобытия, экзистенцию во вре­мени. С помощью понятия метаэкзистенции обозначается зрелый уровень экзистенциального сознания, в котором на первый план выносится не пере­живание как соприкосновение с данностями существования, и не рефлек­сия, тесно связанная с переживаниями. В отличие от этого, метаэкзистен­циальный опыт есть очередное прочтение собственной незавершенной истории, нагруженное коммуникативными актами, осмыслением произ­ведений искусства, научных и философских концепций. Это более ди­стантный способ самопознания, творческое усилие по рекурсивному вкла­дыванию смысложизненной сети собственного бытия в умножающиеся культурные конфигурации. Автор обращается к ряду произведений драма­тургической литературы (Дж.Б. Пристли, М. Фриш, П. Устинов, Э. Олби), в которых усматриваются примеры метаэкзистенциального становления. Оно разворачивается во взаимодействии героя с темпоральными образа­ми себя на разных жизненных этапах, каждый из которых по-новому вы­свечивает экзистенциальные данности. В метаистории экзистенции –истории самого себя – человек реконструирует пройденный им путь «из­далека», из разных временных перспектив (из прошлого, настоящего и будущего). Литература модернизма интерпретирует жизненные кризисы своих героев как проявления разорванного сознания, диффузной идентич­ности. Это можно объяснить принципиальной незавершенностью и услож­нением экзистенциального выбора, который проявляется в рефлексивном переносе личных ситуаций в пространство культурных смыслов. Понятие метаэкзистенциального опыта призвано обозначить роль личности как теоретика и историка собственной жизни, которая возвышается до судьбы в череде последовательных реконструкций.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2020-11-30
Как цитировать
Касавина . Н. . Человек – «долгое существо». Опыт метаэкзистенции // Вопросы философии. 2020. Т. № 11. С. 47‒57.
Выпуск
Раздел
Философия, культура, общество