Понимание «музыки» в раннем конфуцианстве согласно тексту «Юэ цзи» – «Записи о музыке»

  • Н.П. Мартыненко Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет политологии, Москва, 119991, ГСП-1, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4.
Ключевые слова: Китай, философия, конфуцианство, «Юэ цзи» – «Записи о музыке», музыка, политика, государственное управление

Аннотация

В тексте дается авторский перевод и толкование значимых в рамках рас­сматриваемойтемы фрагментов текста «Юэ цзи» – «Записей о музыке», да­ющего представление опонимании «музыки» у последователей учения Конфуция. Текст «Юэ цзи» содержитнатурфилософские представления о музыке, а также иллюстрирует то внимание, котороепридавалось музыке в конфуцианской доктрине управления государством. Характерныеособен­ности музыкальных произведений рассматривались как сигнализирующие онравах, царящих в обществе, о благополучии и неблагополучии царств, о состоянииполитического управления. Конфуцианцы считали, что посред­ством музыки можновлиять на членов общества, на правителей, на форми­рование нравов людей. Этипредставления оказали существенное воздей­ствие на эволюцию китайской культуры ицивилизации, и претворились в создании специфического института государственногоуправления, при­мером которого стал учрежденный во времена правления династии Хань«Дворец музыки» (или «Музыкальная палата», Юэ фу). Музыка приобрела втрадиционной китайской политической системе важное значение как со­ставной элементтрадиционной системы государственного управления.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2020-07-31
Как цитировать
Мартыненко . Н. Понимание «музыки» в раннем конфуцианстве согласно тексту «Юэ цзи» – «Записи о музыке» // Вопросы философии. 2020. Т. № 7. С. 171‒175.
Выпуск
Раздел
Философская мысль Китая