Индуктивное содержание методологии педагогических исследований: философская классика и современное теоретико-прикладное прочтение темы

  • Ю.Б. Икренникова Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ), 1009004, Москва, 1009004, ул. Земляной Вал, д. 73.
  • А.В. Коржуев Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Москва, 119991, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2.
  • З.А. Кулиев Первый Московский медицинский университет им. И.М. Сеченова, Москва, 119991, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2
Ключевые слова: индуктивизм в педагогическом поле, педагогические наблюдения, причинный анализ, социально детерминированное педагогическое исследование, метод единственного сходства и единственного различия.

Аннотация

Педагогическое исследование есть сложным образом структурированный кон­цепт, соединяющий пласт предметно-практического и научного познания, от­ношение к сфере Arts and Humanities и рациональной науке, – потому важным ракурсом его анализа является экспликация из предъявляемого исследовате­лем результата и методов его получения логико-гносеологической атрибутики, степени корректного введения в методологическую рамку гуманитарного ис­следования. Из всего обширного логико-гносеологического содержания мы выделяем отображенный в заглавии индуктивизм. Педагогическое исследова­ние предполагает неизбежное погружение авторского теоретического замысла в образовательную среду, во множество разнообразных по форме и содержа­нию ее проявлений, введение в процессе исследования различных экспери­ментальных практик, интерпретирования полученных результатов, выявление причинного формата педагогических феноменов, обобщения и экстраполяции выводов, полученных на ограниченных выборках участников эксперимента, на генеральные совокупности. Это позволяет утверждать, что в педагогиче­ском научном поиске широко представлен инструментарий индуктивизма, и обратиться к соответствующим идеям индуктивизма. Предпринимаемое аналитическое исследование будет способствовать повышению методологиче­ской корректности предъявления результатов исследовательской деятельности педагогами – участниками научного поиска и аналитиками, обобщающими их результаты и встраивающими их в сегмент наличного педагогического знания, а также отображающими результаты, с точки зрения новизны, расширения на­личного содержания педагогики, выдвижения альтернатив наличному знанию. Важно то, что такая методологическая корректность будет способствовать осмысленному внедрению научных результатов в практику образования.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2020-07-31
Как цитировать
Икренникова Ю., Коржуев А., Кулиев З. Индуктивное содержание методологии педагогических исследований: философская классика и современное теоретико-прикладное прочтение темы // Вопросы философии. 2020. Т. № 7. С. 124‒135.
Выпуск
Раздел
Философия и наука